Delphi 6 -программирование

Аренда холодильной камеры. gofree hard, two


 

5.3.1. Строковый и символьный типы

Свое знакомство с типами мы начнем со строкового типа String. Этот тип определяет участок памяти переменной длины, каждый байт которого содержит один символ. Для символов в Object Pascal используется тип Char, таким образом, String - это цепочка следующих друг за другом символов Char. Каждый символ в String пронумерован, причем первый символ имеет номер 1. Программист может обращаться к любому символу строки, указывая его порядковый номер в квадратных скобках сразу за именем переменной:

var // Начало раздела описания переменных

S: String;

// Объявление переменной строкового типа

begin

// Начало раздела исполняемых операторов

S := ' Строка символов';

// Переменная S содержит

// значение ”Строка символов”

S[6] := 'и'; // Теперь переменная содержит значение

// ”Строки символов”

end;

// Конец раздела исполняемых операторов

Наличие комментариев избавляет меня от необходимости подробного описания назначения каждой строки текста. Напомню, что программист обязан объявить любой вводимый им идентификатор. Идентификатор s неизвестен Delphi - он введен нами для переменной строкового типа. После его объявления в разделе переменных Delphi выделит для него начальную область памяти минимальной длины и будет контролировать использование этого идентификатора в разделе исполняемых операторов. Например, если в этом разделе встретится выражение

2*S-1

компилятор сразу забьет тревогу, так как строка не может быть участником математических вычислений: она предназначена для хранения символов, а не чисел.

В первом операторе присваивания в переменную s будет помещено значение строковой константы строка символов'. Строковые константы содержат произвольные символы, заключенные в обрамляющие апострофы, причем сами апострофы не входят в значение константы, поэтому после присваивания переменная примет значение Строка символов без апострофов (если понадобится включить в текстовую константу апостроф, он удваивается: ' символ ' ' - апостроф'). После первого присваивания s будет занимать участок памяти длиной 15 байт - по одному байту на каждый символ значения[ На самом деле переменная строкового типа всегда имеет длину 4 байта, которые используются для указания на область памяти, в которой помещается сама строка символов. Подробнее о механизме использования памяти строковыми переменными см. п. 6.3.1. ]. Переменность размера области памяти, выделяемой для размещения строки символов, - характерная особенность типа string. Если бы, например, во втором операторе мы обратились не к 6-му по счету символу, а ко всей строке в целом:

S := 'и';

эта переменная стала бы занимать 1 байт, а следующие за ним 14 байтов оказались бы свободными. Длина строковой переменной в программе меняется автоматически при каждом присваивании переменной нового значения и может составлять от 0 до 2 Гбайт[ Для версии Delphi 1 тип String соответствует “короткой” строке, длина которой не может превышать 255 байт. ] (1 Гигабайт (Гбайт) соответствует константе Gbyte на стр. 84). Над строковым типом определена операция сцепления (+):

S := 'Object'+' Pascal';// S содержит “Object Pascal”

 

Кроме того, строки можно сравнивать с помощью таких операций отношения:

Операция

Смысл

=

Равно

<>

Не равно

>

Больше

>=

Больше или равно

<

Меньше

<=

Меньше или равно

Примечание

Символы <>, <= и >= пишутся слитно, их нельзя разделять пробелами иди комментариями.

Результат применения операции сравнения к двум строкам имеет логический тип, который характеризуется двумя возможными значениям: True (Истина; читается тру) и False (Ложь; читается фоле). Строки сравниваются побайтно, слева направо; каждая пара символов сравнивается в соответствии с их внутренней кодировкой (см. гл. 7).

Все остальные действия над строками осуществляются с помощью нескольких стандартных для Delphi подпрограмм, описанных в гл.7.

Учебная программа COPY.TXT

Создадим программу, в которой текст из строки ввода edinput будет копироваться без изменений в метку lboutput и редактор mmoutput. Для этого загрузите Delphi и выберите опцию File | New | Application [ Как уже говорилось в гл. 2, имеет смысл для каждой учебной программы создавать свой подкаталог и размещать в нем все связанные с программой файлы. Если вы еще не сделали этого, минимизируйте Delphi и создайте с помощью Проводника подкаталог COPYTXT в каталоге для ваших учебных программ. В дальнейшем я не буду напоминать вам о необходимости создания подкаталогов, однако помните, что, если вы не будете этого делать, очень скоро ваш учебный каталог станет представлять собой хаотическое нагромождение никак не связанных друг с другом файлов. ].

Чтобы сообщить программе о том, что в строке ввода edinput подготовлен текст, пользователь должен щелкнуть по кнопке bbRun, поэтому все необходимые действия мы сосредоточим в обработчике события onciick этой кнопки. Дважды щелкните по кнопке bbRun в окне формы, чтобы Delphi автоматически подготовила для вас заголовок обработчика события, и отредактируйте его следующим образом: 

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

begin

lbOutput.Caption := edInput.Text;

// Повторяем текст в метке mmOutput.Lines.Add(edInput.Text);

// и в многострочном редакторе

edInput.Text := '';

// Очищаем строку ввода edInput.SetFocus;

// Передаем ей фокус ввода

end;

Нажмите F9 для прогона программы, сохраните модуль под именем CopyTxtU.pas, а проект в целом - под именем copyTxt.dpr, и вы увидите окно, показанное на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Окно программы CopyTxt

  Комментарий к программе

Вводимый текст хранится в свойстве Text компонента edInput. После выполнения первого оператора присваивания он будет перенесен в свойство caption компонента IbOutput и тут же появится на экране над строкой ввода.

Многострочньш редактор mmOutput способен сохранять и отображать на экране множество строк. Все они содержатся в его свойстве Lines, относящемуся к классу TStringList (подробнее об этом классе см. п. 12.1). Метод Add класса TStringList добавляет новую строку к имеющемуся в Lines набору строк. Добавленная с помощью второго оператора строка тут же отображается на экране. С помощью оператора

edInput.Text := ' ' ;

строка ввода очищается и подготавливается к вводу нового текста. Двойной апостроф в правой части оператора указывает “пустую” строку или, что то же, строку нулевой длины. Завершает обработчик оператор

edinput.SetFocus ;

с помощью которого строка edinput получает фокус ввода. Термином “фокус ввода” в Delphi фактически обозначается клавиатура”* “Получить фокус ввода” означает связать указанный компонент с клавиатурой. В окне программы может быть несколько компонентов, способных принимать и обрабатывать клавиатурный ввод (в нашей программе таких компонентов четыре: редактор mmoutput, строка edinput и кнопки bbRun и bbciose). Каждый из таких компонентов имеет метод SetFocus, с помощью которого программа может передать компоненту контроль над клавиатурой. Чтобы оценить действия, реализуемые оператором edinput. SetFocus, поставьте в самом начале оператора признак комментария (символы “//”), сделайте новый прогон программы и введите с ее помощью хотя бы 2-3 строки.

Замечу, что в момент появления окна программы на экране строка edinput не имеет фокуса ввода, что затрудняет ввод первой строки. Попробуйте самостоятельно создать обработчик события опАс-tivate для формы fmExampie и в нем установить фокус ввода для строки edinput. (Подсказка: раскройте список выбора в верхней части окна Инспектора объектов, выберите в нем компонент fmExampie и дважды щелкните по правой колонке свойства OnActivate на странице Events этого окна.)

Назад Начало Вперед